Художник Станислав Ганнутин

Demo image

"Качество, а не количество - вот моя мера" (Д. Джерральд)

            Живопись Станислава Ганнутина возникает на фундаменте традиционного русского академического направления, взявшего за образец школу итальянского Возрождения. Время становления художника в живописи совпадает с периодом позднего социалистического реализма.
            Органичная связь живописца с лучшими классическими традициями обусловлена его художественными взглядами, выработанными в Санкт-Петербурге. Здесь, с твердым сознанием того, что всю свою жизнь свяжет с искусством, Станислав Ганнутин начинает заниматься у Леванта В., а позднее, совершенствует своё мастерство у прекрасного педагога и художника Скорикова Юрия Ивановича.
               В культурной столице, Станислав попадает в оживленную художественную среду, сближается с молодыми коллегами. Огромное количество тем и сюжетов было создано в атмосфере творческой мастерской Скорикова. С усердием изучая натуру, молодой художник всё больше внимания уделяет живописной стороне произведений. Параллельно, Станислав, изучает и копирует произведения из коллекций Эрмитажа и Русского музея.
            В этих условиях формируются взгляды художника ,рождается его стиль. Первой заметной работой Станислава Ганнутина становится небольшой портрет молодой женщины, выставленный в петербургском манеже в 1981году. Это был портрет, где уже ясно проявился талант художника и приобретенная смелость кисти.
            Портрет молодой женщины был отмечен среди трех тысяч произведений других художников и приобретен Художественным фондом, организовывавшим в то время закупки для музеев страны.
            Для начинающего живописца это было несомненным признанием в художественной среде.
            Такие небольшие, камерные портреты и сейчас пользуются у художника особенной любовью. Ведь действительно, как сказал Э.Делакруа: «В простоте главная прелесть портрета... настоящие портреты - это те, которые пишутся с современников: их приятно видеть на холсте такими, какими мы их встречаем в жизни».
            Благодаря цельности натуры автора почти не представляется возможным выделить в его творчестве какие-либо этапы. Исключением может стать лишь итальянская серия живописных полотен. В Италии, Станислав много портретирует и пишет натурные картины. Здесь, интенсивно работая, художник ищет интересные темы и пробует оригинальные средства выражения. Результатом этого и стала серия работ, выполненная в нетипичной для художника манере.
            Опираясь на твердые классические традиции, художник в то же время остается самим собой и никому не подражает. Станислав Ганнутин не выделяет в своем искусстве какой-либо один излюбленный жанр. С одинаковым энтузиазмом он занимается пейзажами ,натюрмортами, жанровыми сценами, интересуется историческими и мифологическими темами.
            За свою 30-летнюю творческую деятельность художник создал более сотни разнообразных портретов, таких не похожих друг на друга ,как и сами люди которых он портретировал. Его произведениям присущи самые разнообразные художественные достоинства: четкость и смелость рисунка, выразительность силуэта, богатство красочных линий, эффектный световой контраст.                                    В портретах мастера - необычайная похожесть моделей, как физическая, так и психологическая. Его произведения отличаются покоем и умиротворением. Они насыщены гуманизмом. Герои уравновешенны, спокойны, полны сил, энергии и обаяния.
            Живописец всегда старается выявить и запечатлеть индивидуальные черты личности через движение, поворот головы, устанавливая, таким образом, наилучший контакт со зрителем. У него нет какой-либо определенной композиционной схемы. Художник стремится не к простому копированию, а созданию портрета-образа. Стремится к воспеванию эстетической красоты человека, подмечая в нем лучшее, поэтому, иногда, позволяет себе некоторые отступления от правды, направленные на идеализацию личности.
            В своей работе, художник подбирает такой способ выражения, который наилучшим образом подчеркивает значимость и достоинство портретируемых, обнажая их душевные качества и опуская все незначительное и случайное. В этом прослеживаются высокие человеческие качества живописца.
            Художника можно назвать мастером официального портрета. В парадном портрете, где всегда надо помнить о представительном значении картины, живописец не углубляется во внутреннюю жизнь модели, а добивается осуществления максимального внешнего эффекта, детально описывая, при этом, окружающее пространство."В этом смысле, - говорил великий русский исследователь искусства Ю.Лотман, - портрет не только документ, запечатляющий нам внешность того или другого человека, но и отпечаток культурного языка эпохи..."
            Впечатляющие по своему воздействию многие портреты поражают силой характера портретируемых, его выразительностью и доминантой в окружающем пространстве, не оставляя сомнения в подлинном мастерстве художника. Исключением являются лишь те произведения, где автору приходится точно следовать пожеланиям заказчика, нередко в ущерб художественным достоинствам будущего произведения. Но даже в таких, ограниченных, рамках, живописец мастерски добивается гармонии между моделью и окружающей средой, используя такие разнообразные средства выражения как, - легкий поворот плеч, деликатно наклоненная голова, симметрично уложенные волосы, отблески света на них и мягкие, моделированные глубокими тонами, складки одежд.
            Особый вид портретного жанра - детский портрет. Ребенок еще не имеет достаточно выраженных, психологических характеристик и несет в себе только начальные зачатки личности, окрашенные чаще всего эмоциональным состоянием. Отображение таких эмоций - не менее сложная задача, чем создание глубоких индивидуальных образов и требует большого мастерства и опыта. Создавая детский портрет, Станислав Иванович пользуется средствами, которые наилучшим образом передают деликатность детского образа. Обогащая живопись тоновыми и световыми приёмами, легкими прозрачными лессировками, художник, значительно обогащает цветовую палитру. Это добавляет мягкость и нежность портрету ребенка. Результатом такой технической трактовки является точная выверенность образа и несомненная цельность впечатления.
            Уверена, мы увидим еще много замечательных произведений этого художника и Станислав Ганнутин займет достойное место в российском изобразительном искусстве.

 

Член Ассоциации искусствоведов (АИС) России, Белобрусова Ирина

Hosted by uCoz